Я начала работать в ЦРТДиЮ "Лефортово" в сентябре 1994 года.
Никакого опыта работы в системе дополнительного образования у меня не было.
Закончила Тимирязевскую академию по специальности "Генетика, селекция и
семеноводство полевых культур", потом почти двадцать лет работала в
научно-исследовательских институтах экологического профиля. Поэтому состояние
экологии, проблемы экологии мне были понятны. Я была уверена тогда, да и сейчас,
что решить задачи по сохранению окружающей среды, природных экосистем возможно
только с участием каждого жителя страны, да и планеты тоже. Один эколог в поле
не воин, но и тысяча мало что способна сделать. Сохранить природу, спасти саму
жизнь можно только при самом активном участии всех нас и особенно молодых, тех,
кому предстоит жить на Земле "завтра". А для того, чтобы спасать, защищать,
помогать, восстанавливать, нужны знания и умения, особое состояние души,
способной сопереживать; необходимы такие качества характера, как твердость,
решимость и даже бесстрашие. Такие качества можно сформировать у ребенка с
раннего возраста, одновременно прививая основы экологического поведения и
партнерского отношения ко всем живым существам.
В ЦРТДиЮ "Лефортово" уже существовал коллектив, который назывался "Клуб "Друзья
природы"", но руководитель клуба очень хотела создать студию
фольклорно-прикладного направления "Русский дом", поэтому кабинет "Зимний сад",
вместе с названием коллектива директор Центра Татьяна Викторовна Медведева
передала в мое полное распоряжение. Надо сказать, что руководители центра -
и Татьяна Викторовна Медведева и Надежда Андреевна Алексеева (сами высочайшие
профессионалы) - учили меня буквально всему. Наверно, мало кто из родителей и
детей представляет, сколько разных документов необходимо заполнять педагогу, как
четко регламентировано, определено и обосновано всё, начиная от ведения занятия,
кончая правилами внутреннего распорядка в учреждении. Так что, я училась
постоянно и у дирекции Центра и у многих опытных педагогов (а таких в Центре
большинство) и у психологов.
Кабинет 111 долгое время (до 80-х годов) был местом для занятий кружков
биологического направления или, как тогда говорили, "юннатского". В советское
время над Домами пионеров шефствовали разные организации, которые помогали
детским учреждениям оборудованием и деньгами. На старой фотографии я видела
кабинет 111 - огромное количество цветов, деревца, фонтан в центре небольшого
бассейна. Кроме того, вокруг центра был прекрасный сад. А осенью 1994 года я
увидела всего лишь два десятка старых яблонь, не было ни клумб, ни газонов.
Кабинет тоже был в довольно жалком состоянии (несколько лет его использовали как
спортивный зал): бассейн высушили, освещение оставляло желать лучшего, несколько
хилых цветков в горшках, страшненький вольер в углу, в котором жил горластый
белый петух и волнистые попугаи в количестве 4 штук, пара морских свинок в
пластиковых самодельных контейнерах и пара хомячков в клетках. Стеллажи с
аквариумами заржавели, краска облезла, только в одном аквариуме была вода и
плавали гуппи. Вместо двери была красивая решетка, через которую
шести-семилетние дети могли запросто пролезть в кабинет и взять "поиграть"
хомячка или черепаху. Сквозняк гулял по ногам детей при каждом открытии
запасного выхода. Вот такая представилась картинка.
Поэтому Экологический клуб начинался с переоборудования кабинета.

Скажу сразу, что мой энтузиазм и мои какие-то
усилия по организации места занятий ничего бы не стоили без поддержки директора
и завуча и ныне покойной Баси Евсеевны Гуревич - бывшего директора и методиста
Центра. Татьяна Викторовна не только с пониманием относилась к тому, что я
просила сделать в кабинете, но и сама договаривалась, привозила. Я проработала
в Центре 14 лет и каждый год в кабинете что-то меняли, покупалось новое
оборудование, литература, пособия, потом появились пособия нового поколения,
компьютерные микроскопы, биологическая посуда. Каких нервов, сил и здоровья это
стоило директору - знает только она, потому что финансирования Центра, наверно,
до самого 2004 года практически не было. Так что красивую дверь с витражами,
которую теперь видят, войдя в коридор первого этажа Центра, заказывали мы, когда
Татьяна Викторовна уговорила оплатить эту дорогую красоту представителей фирмы
"Савва".
Бассейн вымыли и очистили от песка мы сами,
запустили воду. А вскоре к нам пришёл помогать, теперь уже по просьбе завуча
Надежды Андреевны Алексеевой ее муж - Юрий Сергеевич Алексеев, замечательный
психолог, аквариумист. В кабинете появилась целая стена с огромными аквариумами,
где жили экзотические рыбки, а в бассейне поселились шпорцевые лягушки и
красноухие черепахи.
В общем о кабинете рассказывать можно долго - и про животных и про то, какие
замечательные истории были с ними связаны. Как мы спасали разных птиц зимой - то
воробьиного сычика, забитого воронами, то селезня из Лефортовского парка,
который повредил крыло и замерз, а у нас отогрелся, отъелся, поплавал в нашем
бассейне, а потом решил полетать по коридору первого этажа - еле поймали и
отнесли в парк, к его утиному семейству Или такая история: у нас долго жил
ушастый ёж по кличке Дуся, ручной, смешной. Ушастые ежи живут в пустыне, они
давно занесены на страницы Красной книги. Как к нам Дуся попала, я уже толком не
помню, но все ребята из клуба её обожали, особенно одна девочка - Света
Конюхова. Дуська жила у Светки летом на протяжении нескольтких лет. Так вот:
весна, конец апреля, девчонки из старшей группы клуба дружно гребут старые
листья на газоне, собираются сеять газонную траву, жарко, градусов 25 С, решили
вынести ежа Дуську - пусть побегает, огородили ей местечко, выпустили, минут
пять поработали, оглянулись, а ежика нет. Что тут началось! Девчонки, а их было
7 человек (11-12 лет), обшарили весь газон, весь прилегающий участок двора, но
когда я вышла в сад Дуську уже нашли. Она и не исчезала никуда, просто легла на
землю, а цвет у ушастых ежей того же оттенка, что и почва, девчонки потом
удивлялись: вот это маскировка!

В настоящее время в Центре занимаются в основном дети дошкольного и младшего
школьного возраста. Когда я начинала работу в Центре, занимались ребята 12-14
лет и даже старше.Чтобы в новый клуб пришли дети надо было их заинтересовать,
предложить ребятам не только благородную цель "Спасем живое", но и пример
организации единомышленников, людей близких по духу, которые ещё и хотят
научиться видеть мир по-другому. Так возникла идея атрибутики клуба: форма,
косынка-галстук, значок. Кстати, дизайн значка разрабатывали сами ребята под
руководством Кристины Сергеевны Визнер, замечательного педагога. Вместе с
Кристиной Визнер мы написали программу экологического клуба "ЮНЭК", разработали
положения о деятельности клуба.Устав клуба предложили сами дети.
В программу клуба входила и биологическая часть, которая совершенно не
похожа на школьную типовую программу по биологии. Мне, например, до сих пор
непонятно, зачем или почему биология в средней школе начинается в 6 классе с
ботаники. Не только я, но и другие педагоги считают ботанику очень сложным и
объемным разделом биологии, ведь в растениях происходят сложные биохимические и
биофизические процессы, которые невозможно объяснить детям, не имеющим
представления о химии и физике. Дальше почему-то идёт зоология, потом - анатомия
человека. Я где-то прочитала высказывание одного из авторов американского
учебника, что изучать биологию надо с общих понятий, т.е. с общей биологии, а
потом уже идти по разделам, ведь если мы рисуем, скажем, человека, то обозначаем
сначала контуры фигуры, а не глаз, нос, овал лица и туловище. Поэтому в нашей
программе мы знакомим детей сначала с общими понятиями, с живой природой, в том
числе природой родного края.
Скажем Зоологический музей МГУ, что на Никитской - там не один десяток лет
работает замечательный лекторий. Парк "Лосиный остров" ребята исходили вдоль и
поперёк. В зоопарке нас тоже за своих принимали. Неоднократно посещали
Приокско-Террасный заповедник.
В "ЮНЭКе" за время моей работы, по моим
подсчетам, занималось порядка 350 детей (не считая дошколят ) от 7 до 14 лет, не
все полностью прошли программу (она рассчитана на 5 лет), зато многие занимались
в клубе больше пяти лет, уже по индивидуальным планам. Большинство ребят,
занимавшихся в клубе, безусловно талантливы и многогранны. При той трудовой
деятельности в живом уголке, достаточно серьёзной учебной нагрузке (а ведь это
после школьных основных занятий), они ещё были настоящими участниками
Центровских праздников и конкурсов, которые не раз выигрывали, хотя на всех
праздниках выступления были на родную нам экологическую тематику. Чтобы
выступать на празднике приходилось сочинять миниспектакли, придумывать стихи и
костюмы, благо старшие воспитанники всегда помогали и идеями и делами.
Вспоминаю сейчас, сколько песен мы спели, сколько сценок сыграли и удивляюсь,
когда дети всё успевали, ещё ведь учились в школе и, в основном, хорошо.
Два года как я уже не работаю в центре. В этом году мне исполнится 59 лет. Жизнь
идёт вперёд. Биология развивается так же стремительно, как, наверно,
компьютерные технологии, приходит время новых педагогов с новым современным
мышлением, чтобы успевать за скоростью развития нашей любимой науки. Согревает
душу сознание того, что столько моих детей (а я действительно считаю юнэковцев
своими детьми) выбрали дорогу в жизни, профессию, связанную с биологией. Думаю,
что не зря прожила жизнь, не зря работала, раз уже столько моих учеников знают и
умеют больше, чем я. "Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться"
Я понимаю и тех, кто занимался в клубе, но выбрал себе профессию с биологией
(экологией) никак не связанную и тех, кто ещё учится в школе. Неважно, кем Вы
стали, ребята, или кем Вы ещё станете, главное, уверена, вы всегда были и
останетесь умными, добрыми, умеющими сострадать и помогать живым существам -
людьми. Очень хочется пожелать клубу "ЮНЭК" долгой и плодотворной жизни, хотя
понимаю, что очень много разных факторов мешают этому пожеланию сбыться...
И всё-таки - ЖИВИ КЛУБ "ЮНЭК"!
